Профилактика нефропатий при проведении внутрисосудистых рентгеноконтрастных исследований

Михайлов А.Н., Гончар А.А., Usmanov A.

ГУО "Белорусская медицинская академия последипломного образования", УЗ «5-я городская клиническая больница», г.Минск, Oregon
Health
and
Sciences
University, Portland, OR, USA

Для диагностики многих заболеваний в клинической практике широко применяются рентгеноконтрастные средства (РКС). С момента внедрения их в практику появилась опасность развития нефротоксичности. И это всегда вызывало беспокойство как специалистов лучевой диагностики, так и врачей, направляющих пациентов на урографию, ангиографию или компьютерную томографию (КТ).

В этой области было проведено большое количество исследований с достаточно противоречивыми результатами. Тем не менее к настоящему времени сформировались определенные научно обоснованные взгляды на проблему нефротоксичности РКС. По мнению M.M.Waybill (2001), у пациентов с нормальной функцией почек риск нефротоксического эффекта как ионных, так и неионных РКС невелик. Основной клинической проблемой остается обследование больных с нарушенной ренальной функцией – именно тех, которые как раз нуждаются в рентгеноконтрастных исследованиях, - например, для оценки морфологии и функции почек, оценки состояния чашечно-лоханочной системы, мочеточников или почечных артерий, коронарных или периферических артерий.

Нефропатия, вызванная рентгеноконтрастными средствами обычно определяется как нарушение почечной функции, которое характеризуется повышением концентрации сывороточного креатинина более чем на 25% или на 0,5 мг/дл (44 мкмоль/л) по сравнению с первоначальным показателем в течение трех дней после введения контрастного средства (КС) при отсутствии альтернативной причины.

По литературным данным, число случаев развития нефропатии изменяется в зависимости от определения и типа группы по составу пациентов: от 5% среди тех, кто не имеет факторов риска, и до 20-30% среди пациентов группы риска (Scherberich J.E., 1993; Morcos S.K. et.al, 1999).

Почечная недостаточность,вызванная введением РКС,обычно носит временный характер и не вызывает олигурии. Концентрация сывороточного креатинина возвращается к исходному уровню в течение 7-10 дней. Пациенты с почечной недостаточностью в анамнезе или пациенты, относящиеся к группам высокого риска из-за других факторов, связанных с состоянием их здоровья, могут быть особенно чувствительны к развитию почечной недостаточности (Rich M.N., Crecelius C.A.). Нефропатия у этих больных может развиться в течение 24 часов после введения РКС с повышением уровня сывороточного креатинина более чем на 5 мг/дл (440 мкмоль/л), и в этом случае может возникнуть необходимость в проведении диализа.

Клиническая значимость проблемы нефропатии, вызванной введением РКС, может быть сведена к минимуму,если выявлять пациентов группы риска. По данным различных авторов, факторами риска могут быть: нарушение почечной функции,дегидратация, застойная сердечная недостаточность, пациенты пожилого и старческого возраста, применение нефротоксичных препаратов, высокие дозы контрастных средств,применение высокоосмолярных РКС, диабетическая нефропатия и др. (Waybill M.M.,2001;- Lakovou J. et al., 2002; - Aspelin P. et al., 2003; Михайлов А.Н., 2000, 2004,2005).

Врачи-рентгенологи, работающие постоянно с рентгеноконтрастными препаратами,всегда испытывают определенное волнение перед проведением рентгеноконтрастных исследований с помощью таких РКС как урографин или гипак. Недавно проведенные исследования доказали, что теперь на вооружении медицины,точнее лучевой диагностики, есть возможность сделать реальный выбор контрастного средства для наших пациентов, и это – шанс снизить риск развития невропатии, вызванной рентгеноконтрастными препаратами, увеличить безопасность препаратов в отношении сердечной деятельности и сделать процедуру введения инъекций более комфортной.

Таким рентгеноконтрастным веществом является изоосмолярный визипак (йодиксанол). Это неионное, димерное, водорастворимое, рентгеноконтрастное средство, изоосмолярнее крови при всех концентрациях. Риск возникновения нефротоксичности при введении визипака изучался нами у пациентов с различной степенью риска нефропатии, вызванной РКС, в том числе у лиц, имеющих и не имеющих почечную недостаточность.

Под нашим наблюдением с марта 2005 года по март 2006 года находилось 152 больных в возрасте от 23 до 75 лет, в том числе женщин было 86, мужчин - 66. Церебральная ангиография была проведена у 94 и внутривенная урография – у 58 больных. Дозировка визипака варьировала и зависела от типа исследования, возраста, веса пациента и от его общего состояния. Противопоказаниями были гиперчувствительность к визипаку и выраженный тиреотоксикоз.

Анализ результатов исследований показал, что все больные хорошо перенесли внутрисосудистое введение визипака, даже с нарушением функции почек. Не наблюдалось ни сердечно-сосудистых нарушений,ни развития нефротоксичности препарата. Из побочных эффектов нами были отмечены у 3 человек общее ощущение тепла, у 5 – дискомфортное ощущения в животе, у одного – тошнота.

Таким образом,новое рентгеноконтрастное вещество визипак (йодиксанол) с успехом может применяться как в амбулаторных, так и в больничных условиях при исследовании сердечно-сосудистой системы и мочевыделительного аппарата с получением хороших диагностических данных при отсутствии осложнений.

Литература:

1. Гончар А.А. Применение ионных и неионных контрастных веществ в дигитальной субтракционной ангиографии сосудов головного мозга. //Медицинские новости.-1998.-№12. –С.26-27.

2. Михайлов А.Н. Средства и методы современной рентгенографии. – Мн.: Бел.наука,2000. – 242 с.

3. Михайлов А.Н. Рентгенологическая энциклопедия. - Мн.: Бел.наука,2004. – 591 с.

4. Михайлов А.Н. Физико-технические основы рентгенологии. - Мн.: Бел.МАПО,2005. – 200 с.

5. Aspelin P. et al. N Engl. J. Med., 2003; 348: 499-9..

6. Lakovou J. et al. J. Am. Coll. Cardiol, 2002; 39 (Suppl. I): 2A.

7. Morcos S.K., Thomsen H.S., Webb J.A.M. Contrast-media-induced nephrotoxicity//Eur.Radiol. – 1999; 9: 1602-13.

8. Scherberlich J.E. Influence of contrast media on organs and vessels. Springer – Verlag; New York, USA; 1993.

9. Rich M.M., Crecelius C.A. Arch. Intern Med.. – 1990; 150: 1237-42.

10. Waybill M.M. Contrast-media-induced nephrotoxicity: indentification of patients at risk and algorithms for prevention // J.Vasc. Inter Radiol. – 2001; 12:3-9.

Рекомендуем к просомтру

www.kievoncology.com благодарны автору и издательству, которые способствует образованию медицинских работников. При нарушении авторских прав, сообщите нам и мы незамедлительно удалим материалы.